1
К эстраде социалистических стран лично я большой любви не испытывал, хотя бы потому что у нас хватало магнитофонных записей западных рок-групп. К тому же и радиоприемник играл в этом деле не последнюю роль. Субботняя "Танцевальная программа" Голоса Америки, длящаяся полтора часа, отбивала любовь к любой другой рок-музыке, кроме западной, в частности, британской. Тем не менее, музыкальная жизнь наших братьев по духу иногда неплохо нас радовала. Например, в семидесятые большой популярностью пользовались польские группы. К слову, не хуже, а даже во многом лучше была и венгерская рок и поп музыка, но Белоруссия граничила с Польшей, ввиду чего у наших министерств культуры были более тесные связи и, соответственно, обмен польскими исполнителями и пластинками был более активным, чем другими из братских стран. К тому же у белорусов имелась возможность навещать в Польше родственников, что способствовало появлению новых "несанкционированных" пластинок.
Существовал и еще один интересный способ пополнять свою фонотеку - обмен пластинками по почте. Не знаю, как находили друг друга музыкальные фанаты, но посылки с пластинками регулярно проходили по почте туда и обратно. Из Польши присылали польскую эстраду, а из Белоруссии, в основном, классическую музыку. Поляки почему-то больше предпочитали классику. Впрочем, занимались пересылкой больше не музыкальные фанаты, а фарцовщики (спекулянты). Я знал одного из них в 1974-76-м годах. Мы вместе работали на заводе. Звали его Валера. Молодой усатый, очень подвижный и вполне довольный жизнью парень. Сколько его помню, он постоянно возился в цеху, выпиливая фанеру, и сбивая ящики для пластинок. Это от него я узнал о музыкальном почтовом бизнесе.
2
Качество рок-музыки в странах социалистического лагеря зависело от двух немаловажных факторов: от близости к западным странам и оттого, насколько лояльно относятся чиновники той или иной соц.страны к "враждебному" виду искусства, а таковым всегда являлся рок. Впрочем, в разные годы под запретом была различная эстрадная и танцевальная музыка типа твист, джаз и т.п. Ну, а близость к западной стране давала возможность плотнее прочувствовать "тлетворное" влияние музыкантов соседней страны, чем, собственно, и занимались местные участники музыкальных коллективов. Возьмем для примера ГДР, Польшу и Советский Союз, выделим отсюда Россию и Белоруссию. Цепочка Россия - Белоруссия - Польша - ГДР и далее ФРГ. В ГДР - Пудис, Карат и др. довольно мощные рок-группы. В Польше - Червоны гитары, Будка суфлера и т.д., но чуть похуже немецких. И вот советские республики - в Белоруссии практически единственные Песняры, а в России и того не было. Были разовые песни у некоторых групп, исполнявшиеся с "риском для жизни" на концертах в маленьких залах. Рок был, да, но придавленный формулярами министерств. В Советском Союзе семидесятых, пожалуй, только Песнярам позволялось играть в полную силу, но и для них такая "роскошь" не распространялась на больших официальных концертах с показом на ТВ.
Запреты на "музыку свободной молодежи" не давали развиваться многим жанрам в полную силу. Даже само слово "группа" сводила с ума чиновников от культуры. Наши коллективы солидно назывались вокально-инструментальными ансамблями. Представьте, как бы звучало такое словосочетание - "Вокально-инструментальный ансамбль Deep Purple". Смешно, не правда ли? А вот их бы так и объявили, если бы в те годы случилось чудо и в Советский Союз пожаловала эта группа.
При всем плохом, что было в СССР я все же не могу обвинять в чем-то или ругать нашу советскую эстраду. То, что она нам давала, до сих пор отзывается в наших душах. На эстраду не пропускалась безвкусица и уже за одно это можно быть благодарными советской цензуре, какой бы жесткой она не была.
10.09.2022г.
|