Вокально-инструментальный ансамбль... Что-то немного щемящее и одновременно смешное слышится нам в этом определении мелких эстрадных коллективов, играющих на разных инструментах и поющих под собственный аккомпанемент свои песни. Но это было официальное название. Мы называли все "ВИА" группами, как называли их во всем "цивилизованном" мире. Правда, оглядываясь назад, в те времена Европу еще можно было назвать цивилизованной, пока США не начали навязывать ей, причем, почти в приказном порядке, свой особенный противоестественный образ жизни. Впрочем, это уже политика, а в нее я всегда старался не ввязываться. Старался, да, но та же Америка уже давно использует все виды искусства, как оружие массового поражения головного (а иногда и спинного) мозга молодого поколения.
К сожалению, иммунитет к дурному вкусу не приходит с молоком матери. Он воспитывается родителями, школой, но больше всего средствами массовой информации. Поколениям 60-70-80-х было легче ориентироваться в музыкальных направлениях, чем современному. Западной рок- и поп-музыкой мы заполнили лишь недостающую нишу во всем многообразии того, что нам давала советская культура. А точнее, мы компенсировали только то, что упорно вырезала и скрывала от нас цензура. Советская музыка была на высшем уровне, что касалось, в основном, классики, а в эстраде дело обстояло несколько хуже. Народные и патриотические песни уже выели мозг. Пересыщение организма полезными веществами ведет к их отторжению. Еда должна быть не только для пользы, но и для удовольствия. Такого удовольствия нам предоставляли мало, поэтому мы научились ценить то немногое, что не удавалось запереть от нас Великим Цензорам - КГБ и Министерству Культуры.
По сути, к западным "ценностям" нас толкало само государство. Запреты, часто смешные, не давали свободно вздохнуть. Даже на концертах мы не могли в полную выразить свое восхищение. Можно ведь было только аплодировать! Если кто-то свиснет, его могли запросто вывести из зала, не обращая внимания на выступающих. А еще был какой-то запрет на громкость выступления. Помню, были мы с другом в нашей минской гос.филармонии на концерте Чеслава Немена. Мощная музыка. Он играл на трех инструментах, расположившихся вокруг него: пианино, эл.органе и синтезаторе. Половина зала ревела от восторга, а другая половина недоуменно пожимала плечами - это те, кто пришел послушать польские песенки. Солидная лоснящаяся публика явно не из рабочей среды. Ошиблись, бедняги. Но и нас во втором отделении ждал облом. Громкость понизили раза в два. После такой "заботы" о зрителях, естественно, пропал интерес к концерту, да и сам Чеслав, кажется, был с недовольным лицом. Думаю, он прекратил бы выступление, если бы не контракт.
Вокально-инструментальный ансамбль... В этих нескольких словах все: отношение к западным группам; попытка надеть на советских исполнителей некий панцирь, защищающий от тлетворного влияния западной музыки; наконец, трафарет, по которому ушивали и обрезали новоявленные музыкальные коллективы, подгоняя под этот шаблон их самих и их песни, как и все, что подгонялось под негласный шаблон в Советском Союзе.
ВИА рождались сами по себе, как группы, желающие петь свои песни и выступать с ними, но как только попадали в лапы госструктур, им тут же начинали навязывать репертуар, иначе ни одна концертная площадка им не светила. Самостоятельных ансамблей, как и певцов, в СССР никогда не было. - Каковы ваши творческие планы? - этот самый популярный вопрос журналистов к музыкантам был достаточно лицемерным, потому что его планы рождались не в его голове, а в учреждениях, к которым они были "прикреплены". Постоянная зависимость "от обстоятельств" породила сразу же после начала "перестройки", а затем после развала СССР тысячи музыкальных монстров, играющих и поющих нечто невообразимое, в плохом смысле слова. В наш мир вошла Безвкусица и поселилась в нем окончательно. Границы вседозволенности открылись с уходом цензуры и это стало нашей неизлечимой болезнью.
Возможно, продолжение следует, но я не обещаю :)
25.12.2021г.
|