Организатором группы Toe Fat был угасший к тому времени поп-звезда Клифф Беннетт. Его звездный час пришелся на первую половину шестидесятых, когда его группа Cliff Bennett and the Rebel Rousers ("Клифф Беннетт и Возмутители спокойствия") удачно вписалась в широкую волну "британского вторжения", захлестнувшую Соединенные Штаты. В 1964 году Cliff Bennett and the Rebel Rousers подписали контракт с битловским менеджером Брайаном Эпштейном, угодив таким образом в его "конюшни", активно востребованные как в США, так и во всем мире.
Клиффу Беннетту довелось выступать в том числе на разогреве у The Beatles, он был хорошо знаком с Битлами, и в 1966 году Пол Маккартни, сочинив песню "Got to Get You into My Life", почему-то предложил исполнить ее Беннетту и даже сам спродюссировал ее запись с Rebel Rousers. Их сингл "Got to Get You into My Life" вышел раньше, чем битловский альбом Revolver, куда вошла эта песня, и был №6 в британском хит-параде. Сами Битлы не выпускали "Got to Get You into My Life" на сорокопятке. Только спустя шесть лет после их распада, компания Capitol Records издала ее на сорокопятке с "Helter Skelter" на обратной стороне.
В конце 1960-х рок-музыка сильно изменилась. В моду входили хард-рок и прогрессивный рок. Rebel Rousers ушли в прошлое, а последнее образование музыканта - Cliff Bennett Band - оказалось неудачным. В попытке шагать в ногу со временем, Клифф Беннет создал новую группу Toe Fat. Название он придумал однажды, обедая вместе со своим менеджером. Задача была найти какое-нибудь наиболее неприятное для слуха, гадкое название. Toe Fat - можно перевести как "Ожирение пальца ноги". Видимо была такая мода в то время, потому что Кен Хенсли с сотоварищи чуть позже тоже искали какое-нибудь неприятное название для своей группы, и выбрали достаточно отталкивающий образ Юрай Хипа из романа "Дэвид Копперфильд" Чарльза Диккенса. Это как если бы русская рок-группа назвалась "Смердяков".
Беннетт умел находить хороших музыкантов: Кен Хенсли, ударник Ли Керслейк и басист Джон Гласкокк (здесь под псевдонимом Джон Конас вероятно из-за каких-то контрактных обязательств, как это обычно бывало) играли в шестидесятых в английской блюз-рок группе The Gods. Беннетт сам одно время пел в этом коллективе. Он рекрутировал Хенсли оттуда в свой проект Cliff Bennett Band, а когда дело дошло до создания Toe Fat, Хенсли позвал своих согруппников из The Gods: Керслейка и Гласкокка. Интересно, что Хенсли в то время был скорее гитаристом, чем клавишником, и в Toe Fat можно с лихвой насладиться его энергичной манерой игры на лидер-гитаре.
В конце 1960-х все крупные компании звукозаписи, ощутив прилив свежих сил в лице групп хард-рока и так называемого прогрессивного рока, стали создавать под них специальные лейблы филиалы - так например, EMI создала свой Harvest, Decca - Deram, Philips - Vertigo и т.д. В Америке известная детройтская компания звукозаписи, принадлежавшая чернокожим, Motown организовала в 1970 году специальное ответвление для издания рок-музыки в исполнении белых артистов. Первой к ним подписалась группа Rare Earth, в честь нее и назвали этот лейбл - Rare Earth Records. Менеджерам новосозданной компании была поручена агрессивная политика: на музыкальной сцене оставалось без издателей не так уж много прогрессивных рок-групп. В Rare Earth Records имели смутное представление о том, кто такие Беннетт и его команда, но охотно заключили с Toe Fat контракт на запись.
Остальное было делом техники. Опытный Клифф Беннетт (на рок-сцене почти с середины 1950-х годов!), имея на руках контракт с известным американским лейблом, легко заполучил контракт у себя на родине с филиалом EMI - Parlophone. Первым плодом этого сотрудничества была сорокопятка Working Nights/Bad Side Of The Moon (1970) вышедшая в Америке на Rare Earth (R-5019), в Соединенном Королевстве - на Parlophone (R-5829).
АЛЬБОМ
Вскоре последовал дебютный альбом. Запись продюссировал Джонатан Пил. Некоторые путают его со знаменитым лондонским диджеем Джоном Пилом. Ничего подобного, Джонатан Пил - другой человек, но записал и смикшировал он неплохо. Запись хорошо панорамирована, и ее рекомендуется слушать в хороших наушниках, либо на выверенной стереоакустике. Альбом и в наше время слушается очень даже неплохо и совсем не второсортно. Почему он и группа Toe Fat оказались в безвестном забытье - это уже другой вопрос, но к качеству музыки он отношения не имеет.
Слушая альбом, местами кажется, что Toe Fat, подписанные на фактически Motown, известный с конца 1950-х годов, как конвейер по производству хитов в стиле R&B и соул, очень вписываются в этот жанр, только уже на новом уровне, обновленном под семидесятые. Манера пения Беннетта и подпевки остальных иногда напоминают вокалы чернокожих звезд Мотауна (яркий пример, например, песня "Nobody"). Но в любом случае это уже не соул и не R&B, а хороший и интересный композиционно хард-рок, а не то, во что он выродился позже - в замороченный на одних риффах хэви-метал. Большинство песен альбома написал Клифф Беннетт, но ходят упорные слухи, будто авторство ему только приписано, а на самом деле это работа Кена Хенсли. Такое вполне могло произойти, если учесть, что Беннетт был по сути хозяином группы и звезда (хоть и бывшая), а Хенсли - в то время еще безвестный музыкант.
Интересно, что Хенсли, известный прежде всего как клавишник, предстает в Toe Fat как лидер-гитарист, и хочется отметить его агрессивное звучание и активную мужскую манеру игры. Может быть, кому-то она покажется тривиальной, может кто-то скажет, что гитарных партий там слишком много (иногда звучат одновременно три разных партии, панорамированные сразу слева, справа и по центру), но Хенсли на гитаре звучит по-роковому драйвово - этого никто отрицать не сможет. Звучание клавишных весьма ограниченное на этом альбоме - только чуть-чуть органчика во второй вещи "Bad Side of the Moon", да и то потому что это песня Элтона Джона, который всегда сочинял под ф-но.
Кроме того, Хенсли поет главный вокал в нескольких песнях альбома, первая из которых - "Bad Side of the Moon" (Плохая сторона Луны) выходила на второй стороне сорокопятки. Это одна из ранних песен Элтона Джона, в то время он только-только начинал, и это был возможно первый кавер его песен. Песню трех американских авторов "Nobody" (Никто) исполняла американская группа Three Dog Night, но Toe Fat делает ее конечно жестче. Это как раз тот случай, когда моутаун преображается в хард-рок. Вокальные партии здесь сильно напоминают моутаун, но Хенсли здорово постарался здесь на гитаре с дисторшном, жестко выведенной продюсером на передний план.
Еще одна песня в исполнении Кена Хенсли - "The Wherefors and the Whys" (Для чего и почему) уже попахивает Юрай Хипом: мелодичная, на фоне отчетливой акустической ритм-гитары, романтическая баллада и на сей раз мягкое гитарное соло - редкость на этой пластинке. В песне "But I'm Wrong" (Но я не прав) вокал Беннетта и характерные бэкинг-вокалы остальных опять делают оригинальный "хард-рок моутаун". Стоит послушать, как Кен Хенсли в "But I'm Wrong" просто "отвязывается" на лидер-гитаре.
Первую сторону открывает "Just Like Me" (Точь-в-точь как я) - в принципе то же самое. А вот следующая вещь, название которой как будто перекликается с предыдущей - "Just Like All the Rest" (Точь-в-точь как остальные), имеет джазовый привкус и интересно отличается от всех остальных номеров альбома. Прежде всего тем, что новое звучание вносит какой-то приглашенный музыкант, известный под именем (или прозвищем?) Мокс. Он играет здесь на флейте - весьма популярном инструменте многих прогрессив-рок групп того времени - "I Can't Believe" (Не могу поверить) - хард-роковый номер с очередными чудесами гитарной пиротехники Кена Хенсли. Кроме фузза, он применяет здесь также педаль "вау-вау" - любимую игрушку Джими Хендрикса - "Working Nights" (Рабочие ночи) - обычный рок-номер, непонятно почему был выбран для сингла - в альбоме есть вещи и поинтереснее. Заключительная вещь "You Tried To Take It All" (Ты перепробовал все это) дает простор для сольной игры не только гитары Хенсли, но также баса Джона Гласкокка.
ОБЛОЖКА
Обложку альбома Toe Fat сделало недавно созданное в то время дизайн-агенство Hipgnosis. Оно еще не было таким известным, и обложка "Темной стороны Луны" была еще впереди. Но их своеобразная сюрреалистическая манера уже бросалась в глаза. Дизайнеры обыграли упоминание пальца ноги (toe) в названии группы и поместили на обложку человеческие фигуры с пальцами ноги вместо лиц. В английском издании всего четыре фигуры, причем на заднем плане женская фигура топлесс. Вместо лиц - отпечатки пальцев. В общем, обложку постарались сделать такой же гадкой, как название группы и альбома. Не исключено, что это тоже сыграло роль в плохих продажах альбома.
В Америке, как всегда, эту обложку немного цензурировали - фигуру мужчины и женщины с открытой грудью закрасили и поместили вместо них невинного барашка. Зато американская обложка Toe Fat интереснее на обратной стороне. Если на английской - только титры на фоне человеческой стопы крупным планом, то в издании Rare Earth на обратной стороне редкая фотография группы. Слева направо стоят: Ли Керслейк, Джон Гласкокк, Клифф Беннетт, Кен Хенсли.
ВЫХОД В СВЕТ
Выйдя в продажу, альбом Toe Fat привлек к себе значительное внимание музыкальной прессы, что позволило группе подписаться на удачные гастроли по США, сопровождая очередную группу Эрика Клэптона Derek and the Dominos. Старт был многообещающим для новой группы, и турне было успешным, только Toe Fat поехала в него уже в новом составе. Группу погубил как раз вопрос авторства, ибо Кен Хенсли, не добившись авторских ни на единой песне альбома (хотя вклад его вероятно более чем высок), ушел из группы, хлопнув дверью. Ушел чтобы создать Uriah Heep. Вероятно, Ли Керслейк был его единомышленником, потому что он вроде как не собирался уходить, но его уволили - Керслейк ушел сначала в группу с интересным названием The National Health Band (Группа национального здоровья), но вскоре присоединился к Хенсли уже в Uriah Heep.
Клифф Беннетт нанял вместо них ударника Брайана Гласкокка - брата басиста Джона, а гитаристом - Алана Кендалла. Toe Fat записала в новом составе и выпустила в 1971 году на Rare Earth Records (RS 525) второй альбом, который назывался просто Toe Fat Two. В Великобритании Parlophone уже не хотел иметь дела с бесперспективной группой, и Toe Fat Два вышел в Великобритании на Regal Zonophone (SLRZ 1015).
Глядя из прошлого, видны основные причины неуспеха этой интересной группы, имевшей хороший потенциал. Ее погубил, во-первых, вопрос с нечестным распределением авторских, во-вторых - слабая раскрутка со стороны компании-издателя (которая к выходу второго альбома вообще обанкротилась). Возможно, если б не первая проблема, то при наличии какой-нибудь крупной компании-издателя, типа Atlantic, за спиной, у Toe Fat получилась бы другая история. Но это все сослагательное наклонение...
После распада Toe Fat, в 1971 году Алан Кендалл стал лидер-гитаристом, а Брайан Гласкокк ударником в группе Bee Gees. Брат последнего - Джон Гласкокк тоже играл какое-то время в Bee Gees, пока не стал басистом Jethro Tull, но в 1979 году безвременно скончался от разрыва сердца. Клифф Беннетт видимо настолько разочаровался в музыке, что после Toe Fat совершенно завязал с этим делом и, как пишет про него Википедия, "стал корабельным магнатом". Правда, позже - в 1980-х и даже в 2000-х, когда на волне ностальгии стали популярны камбэки - возвращения на сцену популярных артистов прошлого - он не раз совершал турне с другими героями шестидесятых - Крисом Фарлоу, Вопящим Лордом Сатчем, New Amen Corner и т.п.
Альбом Toe Fat - довольно редкая пластинка, издавался только один раз, в 1970 году, только в США и Великобритании, пользуется большим спросом у любителей старой доброй музыки и стоит немало.
1971 - Toe Fat Two
Итак, Toe Fat, выпустив первый альбом, имела все основания для хорошего старта. Их пригласили в турне по Америке с очередной супергруппой Эрика Клэптона Derek and the Dominos. Однако накануне турне группу покинули будущие создатели Uriah Heep Кен Хенсли и Ли Керслейк. Вместо них пришли гитарист из The Glass Menagerie Алан Кендалл и ударник Брайан Глазкокк. Забавно, что Брайан за пару лет до того точно также сменил Керслейка на месте ударника в группе The Gods. Он был младшим братом Джона Глазкокка, который играл в Toe Fat почему-то под псевдонимом Джон Конас. Toe Fat в новом составе прекрасно отыграла американское турне и, вернувшись в Англию, приступили к записи второго альбома.
Toe Fat Two так же продюсировал Джонатан Пил. На двойном CD-издании, выходившем в 1994 году, пишут, что продюсером был Джон Пил - то есть известный английский радиодиджей. Для этого нет никаких оснований. Джон Пил много сделал для продвижения лучших рок-групп в мире, он даже приложил руку к организации записи многих рок-групп в студиях BBC. Но не надо путать, Джон Пил лично не занимался продюсированием и никогда не крутил ручки звукорежиссерской консоли в студии. Оба альбома Toe Fat записал Джонатан Пил, о котором, к сожалению, ничего неизвестно, но запись и микс в обоих случаях сделаны безупречно. Toe Fat Two записывался кстати, на знаменитой студии Abbey Road.
Все песни Toe Fat Two написаны творческим союзом Клиффа Беннетта и Алана Кендалла, последний даже сделал пару вещей самостоятельно. В результате, нельзя сказать, что с уходом Кена Хенсли Toe Fat стала хуже. Звучание стало крепче, более хард-роковое. Не стало только типичных для Хенсли вещей балладного звучания - все это ушло в Uriah Heep. Toe Fat стал солидной хард-роковой группой, звучащей местами как Deep Purple в Machine Head (заметьте, это за два года до Machine Head). Альбом построен на контрастах звучания: начинается, допустим с укулеле, и вдруг впадает в тяжелый хардовый рифф (первый номер Stick Heat). Точно также дальше: второй номер - Indian Summer (Бабье лето по нашему называется у американцев Индейское лето) - довольно продолжительный инструментал медитативного плана, где на флейте играет некий Мокс, вдруг резко переходит в хард-роковый рифф песни "Idol".
С приглашенными музыкантами в этом альбоме загадка. На конверте указан только некий "мокс" - именно так, с маленькой буквы. Сказано, что играет на флейте и гармонике. Возможно, что это английский музыкант Мокс Гаулэнд. Но есть еще слухи, будто в записи альбома принимал участие гитарист Питер Грин, да-да тот самый! - основатель группы Fleetwood Mac. Судя по хронологии, все совпадает - Грин как раз в это время выпал из своего Флитвуд Мака и тусовался в Англии. У него были серьезные проблемы с ЛСД, потому что он принимал его лошадиными дозами, и даже удивительно, что не сошел с ума и жив здоров (до сих пор!), в отличие от, например, Сида Барретта. Известно, что Грин сыграл по старой дружбе вместе с Джоном Мэйоллом на фестивале в Бате в июне 1970. Известно, что он вообще любил поджемовать с хорошими музыкантами, так что ничто не мешало ему поиграть и на этой пластинке. Говорят, что его гитара звучит в блюзе "There'll be changes" (Грядут перемены) в конце первой стороны, а также в 8-минутной композиции "A new way" (Новый путь). Факт, что в ней идут два параллельных соло - одно на гитаре с квакушкой "вау-вау", другое - с обычным дисторшном, но опять же это можно сделать и наложением. В титрах альбома Грин нигде не указан.
Если говорить о гитарах, то они в Toe Fat Two превосходные. Если в первом альбоме Toe Fat тон задавал как гитарист Кен Хенсли, то здесь Алан Кендалл делает это ничуть не хуже.(Возможно с небольшой помощью от Питера Грина.)
Традиция контрастного душа продолжается на второй стороне, начиная с "A New Way": после долгого акустического вступления с индийским музыкальным привкусом, в бой вновь вступает хард-роковая мощь. Песню "Since You've Been Gone" (С тех пор, как ты ушла) Беннетт исполняет с драйвом, напоминающим Deep Purple и Rainbow вместе взятых. Кстати, Rainbow делали песню с подобным названием в 1979 году (в альбоме Down to Earth), но там совершенно другая вещь, написанная в 1976 неким Рассом Баллардом. У Toe Fat своя песня, ее написали в 1970 году Беннетт и Кендалл. Интересно, что американская команда Three Dog Night, имевшая просто невероятную популярность в США, сделала кавер с этой песни Toe Fat в более попсовой аранжировке и имела в результате большой хит, в отличие от канувших в лету неудачливых авторов песни.
"Three Time Loser" (Трижды неудачник) - еще один приятный хардешник с удачным басовым ходом и юрайахиповскими переходами. Альбом завершает интересная песня "Midnight Sun" (Полуночное солнце - через год в Дании появилась интересная группа с таким названием). Тоже крепко сбитый хардешник с юрайхиповскими хоровыми гармониями.
Обложку опять делало дизайн-агенство Hipgnosis, и видимо опять был заказ сделать что-нибудь очень гадкое. Что именно изображено на конверте - непонятно, но действительно вызывает гадливое ощущение. Конечно же, это не стимулировало продажи альбома. В США, как всегда, в обложку внесли небольшие коррективы. Оставив, как ни странно, основное мерзкое месиво, заменили только миниатюрные фигурки человечков, ползавших в этой каше. Если в европейском варианте они были голые с головами-пальцами (как на обложке дебютника), то на американской обложке их одели, двоих даже снабдили человеческими лицами и вручили всем по куску арбуза.
По выходе в свет Toe Fat Two имел хорошую поддержку на радио. Турне по США также прошло удачно во всех, в том числе в финансовом смысле. И тем не менее, альбом не смог даже пролезть в английские чарты. Тогда менеджмент группы и все сотрудничавшие с ними лейблы помахали музыкантам ручкой и попросили "сказать дяде пока". Группу больше никто не хотел поддерживать.
В США Toe Fat Two вышел на Rare Earth Records с запозданием, уже в 1971 году, когда группа перестала существовать, а Клифф Беннетт успел выпустить с другими музыкантами на другом лейбле альбом Rebellion. Вообще, у Беннетта в то время дважды возникал неплохой выбор: сначала ему предложили место вокалиста в американской джаз-рок команде Blood, Sweat & Tears (когда от них уходил Дэвид Клейтон-Томас), а затем - в Uriah Heep. Но он, отказавшись в обоих случаях, предпочел выпустить сольный альбом Rebellion, который не имел ни малейшего успеха и предан полному забвению. Окончательно разочаровавшись в музыкальной карьере, Беннетт ушел с головой в корабельный бизнес. Он всплыл лишь позже в конце 1980-х, когда в моду вошли камбэки, то есть возвращение на сцену прежних рок-звезд. Тогда он даже возродился под именем Cliff Bennett and the Rebel Rousers и много гастролировал через 1990-е и 2000-е со своими коллегами 1960-х годов.
В общем, независимо от присутствия и отсутствия Кена Хенсли, Toe Fat очень интересная группа, что показал их второй альбом - Two, и даже нельзя сказать, какой из альбомов лучше. Оба порадуют любителей старого доброго хард-рока. Участники Toe Fat составляют дерево, ветви которого тянутся в следующие группы: Uriah Heep, Jethro Tull, Bee Gees, Colosseum, Thin Lizzy, Black Sabbath и возрожденная Rebel Rousers.
Информация: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4171587
Слушать: Toe Fat - 1970 / Toe Fat Two - 1971
|